Как лагерь развивает самостоятельность — мнение психолога

На наших выездных программах по профессиям с детьми работает многоликая команда взрослых: вожатые, педагоги, представители профессий и психологи. В предыдущей записи мы писали о преимуществах лагеря профессий перед обычным детским лагерем. На этот раз мы попросили одного из ведущих психологов «АРТ Личности» Аллу Иванову рассказать, как лагерь развивает самостоятельность ребёнка.  

В лагере ребенок тренирует навыки самоорганизации.

По мере взросления желание принимать решения становится потребностью. По разным причинам ребенок часто не может её реализовать. Многие мамы и папы не чувствуют важность момента и делают за ребенка то, что он мог бы сделать сам. Они перекладывают на себя ответственность и лишают ребенка важного опыта.

Например: как мне одеться сегодня? В лагере ты можешь одеться, как хочешь, и убедиться, насколько одежда подходит по погоде, по случаю. Ты либо правильно сделаешь выбор и получишь этому подтверждение, либо признаешь, что где-то не додумал, но это будет твой опыт.

Здесь не включается механизм оценки.

В школьной системе есть четкие правила, указания, мало вариативности в поведении и неизбежность оценки. Из-за страха оценки ребенку бывает сложно продемонстрировать свои навыки. Возможно, он хотел бы что-то организовать, в чем-то поучаствовать, но сам себя останавливает: как это оценит взрослый, одноклассники, вдруг у меня не получится. Лагерь в этом случае дает большие преимущества, привычные стереотипы здесь отключаются.

В лагере с детьми тоже работают взрослые, но они не просто поддерживают, а настраивают ребенка на инициативу: Слушай, здорово, у тебя получится! Ребенку достаточно маленького толчка, главное — ощутить поддержку, а дальше он уже всё сделает сам.

Лагерь в принципе приучает уважать порядок.

Как и любая среда лагерная жизнь предполагает наличие определенных правил, традиций. У каждого ребенка есть свое представление о правилах. Дома, в школе правила одни, здесь они вот такие, и ты можешь попробовать их принять.  Дети всегда охотно соблюдают традиции. Самое главное, чтоб они были наполнены смыслом, поддерживались взрослыми и ими искренне соблюдались. Тогда эти правила не рутинные, не скучные, а интересные.

Подбираются те люди и педагоги, которые от этого получают удовольствие,  знают,  зачем им это и верят в свое дело— тогда всё по-честному и дети подключаются. А дети очень чуткие в этом смысле.

Алла Иванова — ведущий детский психолог, тренер,
окончила Педагогический Университет им. А.И. Герцена, работает в команде психологов «АРТ Личности»