2-ой профсъезд: выступление Ирины Конторевой

КАК ИРИНА КОНТОРЕВА НАШЛА СЕБЯ И СВОЮ ПРОФЕССИЮ

 

Я на своем примере хочу вам показать, что даже раньше карьера менялась в течение жизни, а сейчас она меняется гораздо быстрее. И это нужно понимать, принимать и не сильно по этому поводу переживать.

Как всё начиналось? Когда я была совсем маленькой, я хотела быть балериной. Но меня не отобрали в садике, потому что не было нужной растяжки и т.д. В общем, не подошла. Для меня это было невероятное горе. И даже до сих пор бывают мысли, что могла бы быть как Уланова или Плисецкая. Потом я подумала о психологии, посмотрела, что там нужно сдавать математику, а это тяжело для меня, и я не пошла. Тогда моя мама посоветовала мне пойти на геолога. А родители обычно советуют то, что им нравится или то, что у них не произошло, о чем они мечтали. Моя мама, видимо, мечтала быть геологом-метеорологом. Ничего об этом не знала, но говорила: «иди, там хорошо». Но там тоже была математика… В итоге пошла учиться в Институт культуры и искусств на библиотекаря. Все обычно спрашивают: что на это учат? Да, учат. Но я, когда туда шла, понимала, что не буду библиотекарем. Я ненавидела эту профессию. Правда. Это был не осознанный выбор, просто там не было математики, но можно было получить высшее образование.

После окончания института проработала три года. И ловила себя на мысли – если ты, Ир, через три года не уйдешь, тебя это болото засосёт, а это вообще не твоё. Но я была не обычным библиотекарем. Я, в основном, ставила театральные постановки, ещё что-то. В общем, увлекалась всем тем, что мне нравится. Потом я переехала в другой город. Там продолжала искать себя – продавец книг, уборщица на пляже. Это, конечно, не карьера, но это было в моей жизни. И потом начинаются случайности. Как, в принципе, в жизни каждого из вас возможно были. Я познакомилась с ребятами, они сказали, что им нужен корреспондент на телевидение. Я совсем ничего не умела, но они обещали научить.

Я пошла на телевидение. Это тоже было не осознанно, но мне нравилось. Какая-то осознанность и любовь появились только тогда, когда я начала работать на радио. Меня оно почему-то всегда привлекало. Мне казалось, радио – это такая тайна, там работают какие-то душевные, прекрасные люди. И я пришла «с улицы» (кстати, в Питере в то время жила) на радио «Балтика», и сказала: «возьмите меня, я хочу у вас работать». У меня, слава богу, были голос и дикция, что-то природное. Они взяли, правда, потом жутко пожалели, потому что всё равно профессия требует определённых знаний. И вот 15 моих лет на радио.… Это было, в принципе, по любви, профессия по любви. Но потом, потихоньку, иногда появляются мысли: а тем ли я занимаюсь? Вроде бы здесь я всё знаю, и мне уже неинтересно, может быть, есть что-то другое. И такие метания начинаются, как правило, где-то в 40-45 лет. Такой кризис среднего возраста. Кстати, не так давно я была на одном профориентационном мероприятии, и вдруг 9-летний ребёнок встал и сказал: «вы знаете у меня кризис среднего возраста. Я не знаю, куда идти». То есть, дети, мы на них смотрим, они такие вроде бы юные, а в голове у них иногда уже кризис. И это, конечно, удивительно.

Потом случайно я открыла свой ресурс с вакансиями. И через три года он стал моим бизнесом. Я стала предпринимателем, ушла с радио. И занимаюсь сейчас всем, что касается вакансий, поиска работы. Многие стали ко мне обращаться, задавать вопросы: «ну, ты же всё об этом знаешь, расскажи нам! Как устроится на работу? Что делать? Какие ошибки?». И я поняла, что мне не хватает знаний, и пошла учиться на карьерного консультанта. То есть сейчас я доучиваюсь и

понимаю, что эта профессия меня просто «драйвит». Потому что я знаю, что и в 90 лет могу быть карьерным консультантом.

 

 

КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ? СОВЕТЫ ОТ ИРИНЫ КОНТОРЕВОЙ

От сердца

О чем мечтаете?

Что вам интересно?

Что любите?

От головы

Что вы можете?

Какие есть ограничения? (физические возможности т.п.)

Проводим разведку и собираем данные:

Есть ли у профессии будущее?

Мой ли это выбор или навязанный?

Что я буду делать каждый день в профессии?

Платят ли за это деньги?

КАРЬЕРНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Если бы вы пришли ко мне как к карьерному консультанту, я бы спросила:

1)Что вы любите? (от сердца)

2) Что вы умеете? (от головы)

3) Нужно ли это рынку?

Вы можете быть очень крутым специалистом, но, например, в этот момент рынку и работодателю это не нужно. И тогда вы, естественно, не найдете себе работу. И, мне кажется, этот метод подходит и детям, которые выбирают профессию. Поэтому, когда вы будете общаться друг с другом (а вы же с ними самые близкие люди – семья), задавайте все эти вопросы.

4) Что вы любите? Чем вы можете заниматься бесконечное количество часов, и вам это не надоедает? И эти вопросы – основа. Если вы выберете профессию, которая будет нужна рынку, вы в ней будете профессионалом, но если ещё будете своё дело любить – будете счастливым человеком. А, мне кажется, это задача номер один у всех.

 

ЧТО ВАЖНО ПОНИМАТЬ?

  •  Сейчас мир меняется очень быстро, и это нормально. Поэтому в наше время говорить о том, что вы выберете профессию и будете заниматься этим делом всю жизнь, наверное, не правильно. Вы всю жизнь будете учиться. То есть вуз это только одна ступень (к выбору которой тоже надо подойти осознанно), но потом вы тоже будете постоянно учиться, нарабатывать какие-то навыки. Потому что всё будет меняться, и вы должны за этим успевать.
  •  Если то, чем вы хотите заниматься, может заменить робот, не ходите туда. Пока вы закончите вуз, робот уже займёт ваше рабочее место. ( Роботы не смогут заменить креативных людей). Тестируйте все ваши профессии через этот вопрос.
  •  Мой ли это выбор? Профессия может быть модной, престижной, навязанной родителями (бывают ещё семейные династии). Важно не поддаваться моде и слушать своё сердце, несмотря на то, что мы живём в обществе, и оно на нас влияет.
  •  Когда мы выбираем профессию, мы не знаем и не понимаем, чем будем заниматься каждый день. И вот это нужно выяснить и изучить. Как узнать? 1) Изучить вакансии и посмотреть, что именно требуется от сотрудника.2) Найти профессионала и просто попить с ним чай часа полтора. Расспросить его, узнать, что он делает каждый день, что нужно делать в этой профессии, чтобы быть успешным и т.д. Не доверяйте романтичным образам профессий в кино. Если вам будут показывать будни, вы уйдете из кинотеатра.
  •  Платят ли за это деньги? Изучайте зарплату на сайтах. Узнайте, сколько вам будут платить, когда вы окончите институт, на какой максимум можете рассчитывать. Всё-таки мы живём в материальном мире. И деньги тоже важны.
  •  Важно (для родителей): не давите на ребёнка. Наблюдайте, советуйте, поддерживайте. И уважайте выбор своих детей. Пускай они сделают свои ошибки.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ИРИНЫ КОНТОРЕВОЙ:

6-12 ЛЕТ

Первое знакомство с профессиями. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях, занимается во всех интересных ему кружках, секциях, на онлайн-курсах. Не ругайте ребёнка, если ему надоедает занятие, и он бросает его – это абсолютно нормально.

12-16 ЛЕТ

Возраст отрицания родителей. Задача данного этапа – помочь найти взрослого наставника, человека с которым подросток сможет обсудить свои интересы. Это может быть учитель, друг семьи, тренер, коуч или педагог в секции.

16-18 ЛЕТ

К 15-16 годам подросток может определиться с направлением или даже с профессией. Помогите ему организовать следующий этап обучения: выбрать вуз и факультет, продумать подготовку к поступлению.

 

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗа?

  • Профильность заведения (специализация)
  •  Образовательная программа
  •  Ресурсы заведения
  •  Отзывы участников
  •  Наличие профессиональных преподавателей практиков
  •  Возможности (практики, стажировки, трудоустройство)
  •  Среда, социальный капитал, контакты

 

ВАЖНЫ И ЦЕННЫ:

  • Практический интеллект (знание того, что, когда и кому сказать и как с помощью слов добиться максимальных результатов).
  • Способности дискутировать, задавать вопросы.
  • Фантазия и креативность (тест: придумайте как можно больше вариантов использования кирпича и одеяла). Дивергенты.
  • Эмоциональный интеллект (умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также распознавать эмоциональное состояние других людей).
  • Умение улаживать конфликты.
  • Умение учиться.
  • Умение презентовать себя.
  • Способность быстро решать задачи и подходить к этому творчески.
  •  Умение работать в группах, как с людьми, так и с роботами.

 

СПИСОК РЕСУРСОВ ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ:

  • «Атлас новых профессий» — atlas100.ru
  • Дэвид Прайс «Открыто»
  • Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры»
  • Саймон Вайн «Успех не случайность»
  • Евгения Шамис «Теория поколений»
  • Елена Резанова «Никогда-нибудь»
  • Сайт «Вакансии для хороших людей» vdhl.ru и телеграм канал vdhl_good