Первокурсники о новой жизни

Мы особенно гордимся нашими выпускниками и стремимся поделиться их опытом. В этом году 6 артличностей закончили школу ! И нам не терпится рассказать их истории о после школьной жизни.

 

Спешим вас познакомить с первыми героями:

  • Олеся Полещук/ СПбГУ/Корейская филология
  • Александр Иванов/ СПбПУ/Строительство уникальных зданий и сооружений (СУЗиС)
  • Татьяна Кропотова/ СПбГУ/ журналистика

 

1) Переход во взрослую жизнь не прост психологически. Тяжело ли было привыкать к новому ритму жизни? Нравится ощущать себя студентом?

 

Олеся: К новому ритму жизни было не очень то трудно привыкнуть. Для меня он кажется более привычным и легким, чем был в школе . Я очень давно хотела учиться в университете. И мне нравится ощущать себя «студентом» . В школе мне было скучно и тяжело , потому что я занималась тем , что не вызывало у меня никакого интереса.

 

Таня: Новый ритм жизни для меня гораздо удобнее, нежели школьный. Студенческие будни проходят для меня намного легче, потому что я занимаюсь тем, что мне правда нравится, изучаю интересные дисциплины, а рядом со мной наконец-то находятся единомышленники. Студентом я, наверное, буду ощущать себя после первой сессии. Пока что радуюсь отношению: меня воспринимают как взрослого, осознанного человека, в вузе мы с преподавателями называем друг друга «коллегами».

 

Саша:Мне очень нравится новая жизнь! Именно так можно назвать первое время в университете после школы. Привыкать к новому ритму жизни было не трудно, интенсивность на уроках математики и физика у меня была примерно такая же, как сейчас на лекциях по этим предметам.
Если честно, я не думал, каково это быть студентом. Я прекрасно отдавал себе отчёт, что это важный этап жизни, он неизбежен (лично для меня) и поэтому я его принял. Главное — быть собой и тогда в любой атмосфере тебе будет комфортно.

 

2) Расскажи, как ты представлял(а) себе университетскую жизнь, и оправдались ли твои ожидания.

 

Таня: Об университетской жизни особенно не задумывалась, целью было поступление, летать в мире фантазий не было времени. Но влюбилась в новую жизнь сразу же. В вузе больше свободы, ты сам несёшь за себя ответственность. Сколько знаний тебе захочется взять, столько и будет в твоей голове. Преподаватели в университете замечательные! Все очень любят свою работу, поэтому интересно преподают материал и заражают своей любовью и нас.

Олеся: Университетскую жизнь я представляла насыщенной , как в учебном, так и в не учебном плане : больше предметов , профессоров , новые люди, помещения, различные поездки, конференции, волонтерская деятельность. Частично ожидания оправдались, чему я рада.

 

3)Поделись своими впечатлениями о первом дне. Было ли страшно?

 

Саша: Первый день у меня был прекрасный. Мы познакомились с одногруппниками за 3 дня до начала обучения, за что большое спасибо адаптерам (это ребята со 2 или 3 курса, которые помогают на первом этапе с адаптацией в университете, знакомят нас, рассказывают что стоит делать, а что не стоит). 1 сентября у нас был квест по территории — 3500 первокурсников Политеха яростно бегали, веселились. Каждая команда — это группа, поэтому мы сплотились, сдружились уже в первый день.

ОлесяВ первый день я очень сильно нервничала. Причиной этому было то, что я единственная из всей своей группы не была ни на вручении студенческих, ни на дне первокурсника. То есть все мои одногруппники к первому учебному дню уже были знакомы между собой. Я думала , что влиться в коллектив из-за всех пропусков будет уже трудно. Но все , к частью, обошлось .

 

4)В отличие от студентов из других городов, петербургские школьники кардинально свою жизнь не меняют. Считаешь ли ты, что сейчас начался новый этап в твоей жизни? Какие перемены произошли в тебе самом(ой)?

 

Олеся: Безусловно, сейчас начался новый этап в жизни . Более серьёзный , опять-таки, насыщенный. Пока для меня он не кажется слишком тяжелым . Может потому, что я занимаюсь тем, что мне интересно .
Могу сказать , что я стала более самостоятельной . Ещё больше , чем была раньше . Более дисциплинированной,  внимательной к самой себе , своему самочувствию (пропускать в универе пары нельзя , но сейчас состояние здоровья для меня важнее), а также к учебе, потому что , как все знают, в университете каждый сам за себя. И если ты пропускаешь пары без особой причины и не знаешь материал, то сессию сдать самому будет довольно трудно .

 

Саша: Главное отличие — свободное время. Нет, его не стало больше. За счёт того, что ВУЗ даёт образование по специальности, нагрузка распределена равномерно. И ты спокойно можешь выбрать несколько вариантов того, как ты будешь жить до сессии. Делать все в день дедлайна, а до этого времени отдыхать, гулять и т.д.; делать все заранее и выходить свободным к концу месяца; или не делать ничего и постоянно быть на грани вылета (такой себе вариант, если честно). Поэтому здесь все зависит только от тебя!
Что касается перемен, которые затронули лично меня… Я стал больше ценить время, его действительно мало. И грамотно его распределять ты можешь научиться только нагрузив себя. В школе я этого не особо делал, а вот в ВУЗе это сделали за меня:)

( университетский проект Саши Иванова)

 

5)В чем разница между школьником и студентом?

 

Олеся: Самое главное отличие школьника от студента -это отношение к учёбе, к каждому предмету , который ты изучаешь, вовлечённость в процесс получения  высшего образования.

Саша: Разница между школьником и студентом ( по крайней мере первокурсником ) не особо видна. Но есть одно но. В университете ты понимаешь, что образование нужно только тебе. Если ты будешь халявить, то нанесёшь ущерб себе. Это я призываю понять и ребят, кто учится в 10, 11 классе. Именно в это время нужно брать все в свои руки и работать не ради хороших оценок, не ради 5 в дневнике, чтобы в Теремке получить бесплатный блинчик, не ради похвалы мамы или папы, а только для себя. Вам самим будет проще в университете жить с целью — стать лучшим.

 

6) Скучаешь по школе?

 

Олеся: Честно ? Нет. Абсолютно. Скучаю по людям, но не по школе . Последний год в ней (11 класс) был просто мукой и пустой тратой времени . Хотелось уже двигаться дальше , изучать что-то новое. Поэтому я очень рада , что наконец-то учусь в университете.

 

ТаняПо школе не особо скучаю, последний год в ней был как бесконечный круг ада, поэтому я рада, что закончила. Но иногда хожу и навещаю учителей и ребят, с которыми общаюсь.

 

Саша: Я немного скучаю по учителям, которые преподавали мне свои предметы с интересом, я часто захожу в школу, навещаю преподавателей, но я ни в коем случае не скучаю по школьной жизни и я очень рад, что монотонная и рутинная жизнь закончилась и началась новая, полная красок, необычных моментов, людей жизнь!

 

Миссия гуманитариев в будущем: мысли футуролога. Рубрика «Артличный лекторий»

«Уровень развития цивилизации измеряется не в техническом прогрессе, а в гуманитарном — в отношении к правам человека и его жизни, в уровне терпимости к иному и непонятному»

 

     Тема будущего все больше и больше набирает обороты. Мир продолжает ежедневно меняться, технологии развиваться, а человек продолжает будущего бояться. У страха перед глобальным прогрессом даже появился свой термин — «шок будущего». Наверно, особенный «шок» развит у гуманитариев, потому что возникает ощущение, что будущее в их «услугах» не нуждается — роботы заменят всех. Однако миру гуманитарии нужны. А чтобы вы сами в этом убедились, предлагаем прочитать краткий конспект из выступлений и статей (все ссылки ниже) футуролога, директора департамента взаимодействия науки, технологий и общества Московского технологического института и основателя «Future Foundation» —Петра Левича.

 

Все технологии можно разделить на технологические и гуманитарные.

Технологические технологии — это технологии в привычном для нас понимании (компьютерные технологии).

А гуманитарные — это способ, формат, режим       взаимодействия людей (например, образовательные технологии: лекции, семинары, презентации).

 

     Гуманитарные — технологическими стать не могут, а вот технологические могут принять свойства гуманитарных. Как это происходит? Технологическая технология становится гуманитарной в тот момент, когда ее влияние на общество становится сильнее, чем на  индустрию. Важно понимать, что основной смысл технологий никуда не уходит,  просто он не важен для большинства людей.

Пример перехода технологии из технологической в гуманитарную:
Системы для совместной  работы:  Google Документы, Dropbox и подобные. Переход от сервиса к новой организации работы — сотрудники компании могут  редактировать один и тот же текст, каждый на своем компьютере в офисе или дома. Достаточно открыть редактор документов от Google в браузере и скинуть ссылку своим коллегам.

 

НАУЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ, ПОНИМАТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ

 

Уровню технологического развития цивилизации соответствует некоторый уровень ее гуманитарного развития, и в случае нашей цивилизации первое сильно обгоняет второе. Уровень развития цивилизации измеряется не в техническом прогрессе, а в гуманитарном — в отношении к правам человека, к его жизни, в уровне терпимости к иному и непонятному. Мир будущего —  по причине техногенных, военных и экологических бедствий — пространство достаточно не стабильное, то есть любое движение в сторону уводит систему еще дальше от положения равновесия. Этот мир требует от нас все большей способности договариваться и кооперироваться. Показателен пример «мусорного пятна» в Тихом океане: эту проблему  возможно решить технически, но она не решена из-за того, что страны не могут договориться о разделении ответственности и долях финансирования проекта.

 

 

ЧЕЛОВЕК БОИТСЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Многие проблемы мира сейчас волнуют и пугают общество: изменение климата, загрязнение биосферы, исчерпание ресурсов . На самом деле, и техногенные опасности, и экологические проблемы — результат не самих технологий, а шаблонов поведения общества. Логика конкуренции — как экономической, так и геополитической — вот причина увеличения рисков. Технологии же — как старые, так и новые — этически нейтральны до того, как попадут в человеческие руки. При этом люди относят испытываемые дискомфорт и страх к технологиям. Люди боятся технологий. Но ни одна молекула химического оружия не хотела убить человека по собственному желанию, ни один мессенджер не прислал коды шифрования спецслужбам по собственной инициативе. Когда люди говорят, что боятся технологий, на самом деле они боятся других людей, которые могут им навредить.

 

«Для создания желаемого образа будущего необходимо работать с гуманитарными инициативами, влияющими на ценностный уровень общества».

 

Человеку нужно учиться понимать себя и других, учиться общаться, договариваться, принимать совместные правильные решения. Пока люди слышат друг друга, мир может спокойно развиваться.

 

Ссылки\где почитать:

 

 

«Мы все подвержены «выгоранию», и дети – не исключение» — Ирина Жильникова об организации детского досуга

Разговор о важности дополнительного образования ребенка, школьника и подростка с руководителем пресс-службы  HeadHunter по Северо-Западу Ириной Жильниковой. 

Многие родители стремятся загрузить ребенка с самого раннего возраста — кружки, спортивные секции, репетиторы — таким образом, чтобы свободного времени было минимальное количество. Правильный ли это путь? Помогут ли эти кружки и секции ребенку во взрослой жизни?

По данным опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter, почти половина родителей детей в возрасте от 4 до 7 лет отмечают, что ребенок посещает кружки/секции. Среди респондентов, у которых есть дети более старшего возраста (от 7 до 14 лет), доля ответивших аналогичным образом еще выше – 61%. При этом, специально не влияют на склонности/способности ребенка 45% опрошенных родителей с детьми в возрасте от 2 до 4 лет, поскольку считают, что ребенок сам замотивирован на развитие. Респонденты из Петербурга, например, чаще отмечали, что у детей ярко выражена склонность к спорту, физической активности (50%), развиты составление художественных образов, фантазия (43%), а также математика, логика, цифры (36%), а тяга к биологии и ботанике минимальна (9%).

Если уйти от сухих цифр к выводам по опросу, то в возрасте до 4 лет наиболее популярны спортивные секции, с 10 лет растет число посещающих курсы иностранных языков, математики и программирования, проектирования, театральные занятия. Родителей в вопросах развития детей больше всего пугают неизвестность, какие профессии будут востребованы через 10-15 лет, а также незнание, а еще точнее – отсутствие системы ступенчатой профориентации в нашей стране.

Как мне кажется, ребенка нужно знакомить с многообразием различных направлений – спорт, танцы, художественные классы (лепка, рисование и т.п.), актерское мастерство, иностранные языки, музыка, математика, программирование, литература, робототехника, проектирование и многое другое. Сегодня есть множество вариантов развития склонностей и способностей, главное – найти свой, подходящий под интересы конкретного ребенка. Принуждение делать что-либо из-под палки может отбить желание на долгие годы. Это не значит, что нужно поощрять «ничегонеделание», просто ребенку важно предоставить возможность быть самим собой, в конце концов, каждый из нас рожден маленьким Моцартом, весь вопрос в том – как его раскрыть. Советую начать с прочтения «Планеты людей» Экзюпери, там есть очень ценные мысли относительно многих вещей.

И еще один важный момент: те самые soft skills, о важности которых так много сегодня говорят, развивают как раз с самого раннего возраста. Сначала – с помощью игры, потом – кружков и секций, курсов и репетиторов, образовательных платформ. Ответственность, аналитический ум, коммуникабельность, позитивное мышление, умение работать в режиме многозадачности – это все оттуда.

Сколько нужно ребенку свободного времени?

Ох, этот вопрос из разряда «Что человеку нужно для счастья?». Смотря, какому ребенку. Мы все разные, если одним для восстановления нужно четыре часа, другим и восьми будет мало. То же самое можно сказать и о детях. Есть ребята, которые спокойно совмещают учебу и занятия балетом, театральную студию, изучение языков, а в выходные еще и учатся кататься верхом. Есть те, чье свободное время занято чтением книг и просмотром фильмов. Ни то, ни другое не плохо, весь вопрос в том, насколько ребенок чувствует себя при этом счастливым и знает, чего хочет в будущем! И здесь уже фокус смещается на гармоничные отношения в семье, с родителями. Доверие и баланс – вот, пожалуй, основа основ. Даже если заведены определенные правила относительно свободного времени, их можно нарушать, если ребенок нуждается в отдыхе. Мы все подвержены «выгоранию», и дети – не исключение.

С какого возраста стоит загружать ребенка дополнительными занятиями? Как это поможет ему с будущей профессией?

Начинать знакомство ребенка с профессиями как можно раньше – с трех, четырех лет. До этого, как уже разобрались, нужно раскрывать потенциал малыша с помощью развивающих игр. Очень здорово, что сегодня есть возможность посетить «Кидбург» в Петербурге или «Кидзанию» в Москве, где детям с помощью игры рассказывают о некоторых профессиях. В помощь родителям также всесторонне образовательные площадки «АртЛичность» и «Академия талантов».

Возвращаясь к итогам опроса, о котором писала чуть раньше, основной пик родительского беспокойства в процессе выбора будущей профессии ребенка приходится на возраст с 10 до 14 лет. Больше четверти респондентов, у которых есть дети в этом возрасте – период «определения», переживают, что ребенок не проявляет выраженных склонностей. А каждый пятый признается, что не обладает достаточными знаниями для помощи в выборе профессии. При этом 70% детей разных возрастов получают информацию о многообразии профессий из семьи. Предсказуемо, что чем старше ребенок, тем чаще он также получает данные из Интернета и СМИ, а также в вузах и колледжах.

Отдельное внимание хотелось бы обратить на то, что дети большую часть информации черпают из семьи, а значит необходимо, как минимум, в раннем возрасте рассказать ребенку, кем работают мама и папа, чем они занимаются. Любой поход в магазин можно превратить в увлекательную игру, найти продавцов, водителей, машинистов, банковских работников, пожарных и т.п., чтобы уже в 3-4 года у ребенка сформировалось понимание каких-то базовых профессий и окружающего мира. Дальше больше – если перепрыгнуть через кружки, секции и репетиторство, которые тоже, безусловно, важны, в 10-11 лет разбираем аналитику рынка труда, учимся ВМЕСТЕ искать новые профессии, ищем направление, комфортное для ребенка, смотрим, какие вакансии и возможности открыты. Текущие настроения на рынке труда отражает вот такой инструмент — https://stats.hh.ru/, а интересные исследования можно мониторить тут — https://spb.hh.ru/article/research?nocookies.

Что хотелось бы донести до каждого ребенка через родителей – карьерного потолка нет. Ты можешь не поступить в СПбГУ, но поступить в Гарвард, если будут соответствующий настрой и подготовка. Если бы 13 лет назад мне кто-нибудь сказал, что журналистика делится на сотни ответвлений, и можно вести Телеграм-канал с качественным контентом на медицинскую тематику или разобраться в тонкостях блокчейна и писать на хабре, я бы удивилась. И обрадовалась.

Несмотря на многообразие форм и возможностей для информирования и развития ребенка, профориентация детей не должна замыкаться исключительно на семью или на школу, важны все звенья цепи, чтобы помогать ребенку на каждом этапе развития определять склонности и способности. И вовремя их корректировать.

Чемпионы вырастают в основном из тех, кто уже с детского сада серьезно занимается спортом, но не у всех родителей хватает терпения настаивать на регулярном посещении занятий. Стоит ли выбирать за ребенка вид спорта или любое другое увлечение пока он еще не может принимать решения самостоятельно?

Наверно, я не вправе давать советы относительно развития спортивной карьеры детей, поскольку это отдельная большая карьерная траектория. Хотелось бы только предостеречь, что, не из всех спортсменов вырастают чемпионы. Как и не все юристы, которых родители заставили выбрать эту профессию, в итоге становятся профессионалами. Работы мечты не существует, в любой профессии есть свои плюсы и минусы, и круто, если ты понимаешь и любишь эти плюсы и готов закрыть глаза на минусы. То же самое и со спортом: если ребенок получает удовольствие от тренировок, но иногда расстраивается из-за неудач или мелочей, лучшее, что можно сделать – поддержать и помочь преодолеть страхи и неуверенность. Чемпионство – это здорово, но нужно ощущать радость от самого пути к цели, в противном случае ее достижение ни к чему не приведет.

 

Как понять, какое именно увлечение подходит ребенку?

Только методом проб. По большому счету, есть три больших и расплывчатых направления, известные всем, — техническое, гуманитарное и естественно-научное. В принципе, по ребенку в возрасте трех лет уже можно понять, к какому направлению он ближе. До этого возраста нужно скорее посещать общие развивающие кружки, направленные на всестороннее развитие ребенка, а потом действовать по ситуации. Хочет ребенок попробовать заниматься хоккеем? Если возможности позволяют, пожалуйста! Не понравилось? Пошли дальше. Видим, что есть слух и тяга к музыке? Музыкальные кружки ждут! С другой стороны, многое можно привить в детском возрасте. Например, не бояться публичных выступлений, решать аналитические задачи. Некоторым детям нужна помощь, чтобы сделать первый шаг, и помощь родителей, несомненно, важна. Но вначале было слово – сначала рассказываем ребенку о возможностях, а потом уже аккуратно направляем.

Как родитель может помочь с выбором профессии?

«АРТ Личность» продолжает искать ответы на важные для выпускников и их родителей вопросы. В этой статье Ирина Жильникова — руководитель пресс-службы «HEADHUNTER» (HH.RU) по Северо-Западному региону — рассказывает, как помочь ребенку сделать профессиональный выбор.

1) Многие подростки переживают, что неправильно определились со своим профессиональным направлением. В каком возрасте уже нужно задумываться над выбором профессии? Что делать, если ребенок не может понять, как себя реализовать?

 

Во-первых, я бы сказала, что «переопределиться» не поздно никогда. Нам часто со школьной скамьи внушают обратное, но жизнь и вера в себя расставляют все по своим местам. Главное — понять, в какой профессии действительно хочется развиваться, и трезво оценивать востребованность у работодателей, перспективы для роста и т.п. Понятно, что чем раньше произойдет «профессиональное озарение», тем лучше, но и ограничений нет. Есть немало успешных примеров, когда специалисты кардинально меняли профессию, например, в 40 лет, и чувствовали себя реализовавшимися, потому что вместо работы с 9.00 до 18.00 получали долгожданные интересные задачи и возможность расширять границы. Но здесь очень важны готовность учиться и переобучаться, начинать с нуля, тратить много времени и сил на новое направление, подключать и позитивное, и критическое мышление.

Про выбор профессии скажу одно – чем раньше вы поймете, в какой сфере одновременно пересекаются три важные составляющие – ваши склонности и способности, ваши профессиональные желания/образование и востребованность на рынке труда – тем проще будет найти своё дело. Примерно два года назад мы провели всероссийский опрос среди родителей и поинтересовались, что вызывает у них наибольшую обеспокоенность в настоящем. С большим отрывом лидировал ответ – недостаток информации о профессиях и компетенциях, которые будут востребованы через 10-15 лет. И для родителей, и для детей такая информация могла бы быть ориентиром для решения как развивать сильные стороны ребёнка (в том числе при выборе учебных направлений). В топ главных причин для беспокойства, по мнению опрошенных, также вошли отсутствие у ребенка выраженных склонностей, а у родителей – достаточных знаний для помощи в выборе профессии.  Пик интереса к вопросам профориентации у большинства респондентов-родителей приходится на период взросления ребенка с 10 до 14 лет. К счастью, сейчас информация о востребованных профессиях, и положении дел на рынке труда есть в открытом доступе, все, что необходимо – искать и фильтровать каналы, прислушиваться к мнению экспертов. В т.ч. полезные статьи есть на hh.ru в соответствующем разделе «Проекты».

В целом, знакомить детей с профессиями нужно начинать в раннем возрасте – еще до 10 лет. В младших возрастных группах, безусловно, в игровой форме. Например, основы логики, математики можно развивать с ранних лет как раз-таки с помощью игры, например, в шахматы.  Edutainment-формат в работе с детьми сегодня используют музеи, детские центры, развивающие и специализированные лагеря ( детский лагерь профессий «АРТ Личность», «Академия талантов», «Кидбург», «Сириус», «Артек» и т.д.).

Профориентация детей не должна замыкаться исключительно на семью или только на школу, важно создавать многоступенчатую систему, которая будет помогать ребенку на каждом этапе развития определять склонности и способности.  Но это в идеале. А пока каждый десятый петербуржец считает, что в городе нет развитой многоступенчатой системы профориентации.

2) Как ребенку получить информацию о своей будущей профессии?

Во-первых, прислушиваемся к своим интересам, развиваем склонности и способности. Иногда можно идти и от противного, например, я точно знала, что не хочу связываться с математикой, физикой или химией, зато русский язык, литература и обществознание – то, что нужно! 🙂

Во-вторых, читаем полезные исследования по рынку труда, кого ищут работодатели, что будет через 10 лет и т.п., вот полезная ссылка для тех, кто хочет все знать — https://spb.hh.ru/article/research. Если говорить о будущем, есть прогноз от Сколково — http://atlas100.ru/. Правда, стоит помнить, что никто не знает, каким будет будущее на самом деле! В начале XX века Французская Академия предупреждала об экологической катастрофе, к которой неизбежно должно привести скопление конского навоза, связанное с развитием гужевого транспорта в Париже. Устрашали и жителей Лондона: «Количество лошадей увеличивается с такой скоростью, что вскоре жители столицы будут ходить по колено в конском навозе». А потом построили первый автомобиль, и всё.

В-третьих, ищите возможности пройти стажировку или практику в реальных компаниях, чтобы понять специфику работы разных специалистов. Вакансии есть, их просто нужно найти – пишите, звоните, проявляйте инициативу, и все получится!

3) Как родитель может помочь с выбором профессии? Полезны ли дни открытых дверей в университетах? Стоит ли ездить в вузы вместе с ребенком? Или лучше давать ему больше самостоятельности?

Родитель должен направлять и подсказывать, но ни в коем случае не настаивать и не навязывать свою волю. Стоит рассказать ребенку о профориентации, возможно, поискать вместе с ним профориентационные тесты (больше внимания уделите выбору провайдера – только проверенные эксперты, только опыт), дать полезную информацию, которая сможет помочь в выборе профессии. В книжных магазинах большое количество литературы, связанной с профессиями – книги пишут доктора, маркетологи, архитекторы, копирайтеры и другие представители различных сфер, знакомя широкую аудиторию с особенностями своей работы. Еще один лайфхак – ходите на экскурсии на предприятия, благо, что многие компании сегодня в этом смысле открыты. На посещения можно записаться заранее, например, такая практика есть у питерского завода Heineken. Кто интересуется производством, обратите внимание на проект «Закулисье редких профессий» — блогеры ходят на заводы Петербурга и Ленобласти, а потом пишут о профессиях и технологиях в отчетах на ЖЖ. Вот тут есть много всего интересного по теме: https://bit.ly/2LaTlzR.

Совместные поездки в вузы, в центры занятости, или даже на первые собеседования в 15-16 лет и прочее – это все очень индивидуально. Если ребенок просит его поддержать на первых порах, конечно, нужно пойти ему навстречу. Это поддержка, прежде всего, психологическая, столь важная для ребенка в этом возрасте. Но, повторюсь, решать и уже тем более заставлять никого специально не стоит. Бывали ситуации, когда при первом трудоустройстве подростка вместо ребенка говорила его мама. Такого быть не должно. Инициатива должна идти от ребенка, если ее нет, нужно разговаривать и выяснять, что не так, чего хочется, искать решения трудных и спорных ситуаций вместе.

4) Многие подростки выбирают себе профессию исходя из собственных иллюзий, но не знают, будет ли эта профессия востребована, приносит ли она доход, даст ли возможность жить благополучно. Как себя стоит вести родителям?

Даже если вы понимаете всю бесперспективность профессии, выбранной ребенком, не нужно рубить с плеча и заявлять, что он не прав. Поговорите доверительно, найдите и приведите реальные цифры и факты, доказывающие, что выбранное профессиональное направление нужно корректировать. Затем постарайтесь найти варианты развития событий: либо смотрим профессию в смежной сфере (пример: журналист – PR-специалист – маркетолог), либо уходим в совсем другую профобласть, которая а. интересна б. перспективна в. в которой легче раскрыть потенциал. Разговариваем без давления, рационально обсуждаем и, что важно – слышим ребенка и его доводы. Конечно, к такому разговору лучше подготовиться заранее, вооружившись и аналитикой, и исследованиями, и аргументацией.

5) По каким критериям выбирать вуз? Играет ли роль учебное заведение для работодателя?

Большинство работодателей не указывают в требованиях вакансий наличие диплома конкретного вуза у соискателей. Они ориентируются на другие особенности, связанные с образованием, например, на уровень (высшее, среднее, средне специальное), реже – на факультет или специальность. Если и есть упоминания, то касаются они СПбГУ, СПбГПУ, СПбГЭТУ, БГТУ «Военмех», ИТМО, СПбГЭУ, СПбГАСУ. Но это скорее исключение из правил.

Нельзя отрицать, что сегодня высоко котируются дипломы вузов проекта 5-100. У выпускников этих учебных заведений зачастую есть преимущества при трудоустройстве в сравнении с другими молодыми специалистами.

Тот факт, что работодатели сегодня привыкли ориентироваться не на дипломы выпускников вузов, а на личные и профессиональные качества молодых соискателей без опыта работы, подтверждают данные опроса HeadHunter. По результатам исследования, выпускникам для начала успешной карьеры необходима, в первую очередь, практика: об этом говорят 32% работодателей. Помимо опыта представители компаний хотели бы также видеть в выпускниках более обширные теоретические знания (9%), субординацию (8%), желание работать (7%) и ответственность (6%).

6) Как вы думаете, что делать, если в этом году пойти в вуз мечты не получается? Например, один из экзаменов не удался, а без него вуз не принимает. Найти альтернативу и падать документы на другую специальность? Или лучше переждать год, пересдать экзамен и попробовать поступить еще раз? Страшно ли пропускать год?

Сложно ответить на этот вопрос однозначно, поскольку каждый конкретный случай индивидуален. Я бы порекомендовала сделать SWOT-анализ.

И вообще, в любой непонятной ситуации нужно делать SWOT-анализ!)

Примечание:

Что такое SWOT анализ ?

SWOT анализ – это метод первичной оценки текущий ситуации основанный на рассмотрении её с четырёх сторон:

  • Strengths – сильные стороны;
  • Weaknesses — слабые стороны;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы;

7) Как вы считаете, правильно ли тратить время обучения в вузе на неоплачиваемые стажировки по специальности, а не на реальную работу?

Здесь важно понимать, что на одной чаше весов, а что на другой? Что теряете, а что приобретаете? Ситуация: вы прошли бесплатную трехмесячную стажировку в глобальной компании, получили новые знания, рекомендации, но потратили время, силы, деньги (на проезд и т.п.). Вопрос: вы приобрели или потеряли? Ответ очевиден. И наоборот: год подработки в компании, в которой вы выполняли знакомые рутинные операции. Стабильность или отсутствие роста? Каждый выбирает сам. Понятно, что если вопрос в деньгах, то отталкиваемся от той ситуации, в которой находимся. Но если речь идет о получении новых знаний, навыков, компетенций, не всегда стоит во главу угла ставить финансы. Если коротко – все зависит от ваших целей, любой опыт хорош, главное – не останавливаться на достигнутом.

8) Возможно ли найти оплачиваемую работу по специальности уже на первом курсе?

Нет ничего невозможного для тех, кто ищет! 🙂 Не нужно ждать, что случится чудо, и работодатель постучит в двери университета. Пишите, звоните, идите в компании-мечты и сами открывайте закрытые двери. Можно начать с вакансии помощника или стажера (пусть даже первое время неоплачиваемой стажировки, см. предыдущий вопрос), а после прохождения испытательного срока – претендовать уже и на заработную плату (но об этом лучше договориться заранее, заключить договор и т.п. – вариантов много).

9) Переход из «школьника» в «студента» очень не прост психологически. Как справиться со стрессом и перестроить себя? Что делает человека взрослым и осознанным?

Ой, можно и в 30 лет быть неосознанным и инфантильным, а в 14 – взрослым и рассудительным. Все зависит от личных качеств человека, а не от его возраста или переходных периодов в жизни. Учитывая, что поступлению в вуз или ссуз предшествует довольно стрессовый период экзаменов, его можно считать тем самым переходом к студенчеству. Знакомство с новыми людьми, предметами, особенностями учебного процесса – все это располагает к тому, чтобы плавно перейти в новую жизненную фазу. И здесь, пожалуй, совет один – открывайтесь новому, общайтесь, интересуйтесь, включайтесь в жизнь вуза или ссуза с первого курса, тогда и период обучения может оказаться одним из самых счастливых в жизни, и возможностей для самореализации появится больше. Нужно себя мотивировать, как это делать – отлично ответил Артемий Лебедев, но цитировать не буду, иначе Айдар больше никогда не возьмет мои рассуждения в блог!

 

На вопросы отвечала Ирина Жильникова — руководитель пресс-службы HEADHUNTER (HH.RU) по Северо-Западному региону.

 

Ирина Жильникова — руководитель пресс-службы HeadHunter (hh.ru) по Северо-Западному региону — о подготовке к экзаменам, борьбе со стрессом и выборе профессии

 

1) Российские старшеклассники уже в этом месяце сдают свои первые экзамены в формате ЕГЭ. У многих не получается справиться со стрессом. Что можете посоветовать выпускникам? Как вы справлялись со стрессом во время экзаменов?

Многие склонны воспринимать стресс исключительно как негативное явление, однако, именно кратковременный стресс дает возможность мобилизовать силы и находиться в ресурсном состоянии. Есть такое понятие, как стресс-серфинг, и в книгах даны рекомендации, как «проехать» на волне стресса, а не уйти «под воду» проблем. Понятно, что не всегда то, о чем пишут, легко осуществить на практике. Но как относиться к экзамену – как к пугающей неизбежности или реальной возможности –точно выбирать нам. От нашего настроя зависит очень многое: чем больше страха, тем больше блоков, мыслительный процесс течет медленнее, забываются самые очевидные вещи. Понятно, что так легко избавиться от страха не получится, но есть ряд практических советов, которые, возможно, кому-то помогут выйти из зоны стресса: во-первых, перед экзаменом нужно хорошо выспаться, бессонные ночи точно никому не идут на пользу; во-вторых, на экзамен можно захватить с собой воду, орехи, бананы и темный шоколад – это те продукты, которые утоляют голод и повышают активность мозга (или просто чуть-чуть добавляют гормонов радости); в-третьих, перед экзаменом разомните руки, потрите ладони, пальцы. Невероятно, но факт – наша моторика напрямую влияет на мыслительные процессы, недаром все хорошие ораторы перед выступлением разминают тело, так что теплые ладони и холодная голова – то, что нужно на экзамене. И, пожалуй, самое главное – не переоценивайте значение экзамена, на самом деле в нашей жизни не так много вещей, которые нельзя исправить, и экзамены к ним не относятся. Но это первая важная ступень на пути в большой мир.

2) Из-за высоких требований к самим себе выпускники боятся сделать что-то не идеально, тем самым усложняя процесс сдачи экзаменов. Как помочь подростку не преувеличивать значение ЕГЭ? Как относится к ЕГЭ спокойно и понимать, что это всего лишь один из жизненных этапов?

Любые советы на этот счет мне всегда напоминают разговор у психолога! J

— Доктор, как мне успокоиться?

— Сядьте, выдохните, теперь, когда вы успокоились, давайте поговорим…

Если без шуток, самое важное для ребенка в период экзаменов – это поддержка, любому из нас в трудной стрессовой ситуации важно понимать, что мы не одиноки. И самое лучшее, что можно сделать в этом случае – просто поговорить с ребенком. Возможно, рассказать о собственном опыте сдачи экзамена (в том числе, и о негативном), напомнить, что в вузах и ссузах подобные экзамены студенты выдерживают каждый семестр, есть и собеседования – это еще то испытание для взрослых. Сложности будут всегда, их необходимо воспринимать не как личную трагедию или преграду, а как множество возможностей для роста. Необходимо донести до будущего выпускника, что на каждом нашем жизненном этапе встречаются свои трудности. Одни мы преодолеваем легко, другие – с трудом, но любой опыт – позитивный ли, негативный ли – это тот багаж, который позволяет нам двигаться дальше. Все нюансы, связанные с учебой или работой, можно скорректировать, причем в любом возрасте. Сменить учебное заведение, получить новую специальность, устроиться на любимую работу или стать фрилансером. Это выбор каждого. Возможно, я скажу крамольную вещь, но большей части работодателей не важно, какого вуза или цвета диплом выпускника, куда значимее желание учиться новому, ответственность, про-активность, коммуникабельность, навыки работы в условиях многозадачности.

3) Как вы готовились к экзаменам и что посоветуете для более эффективной подготовки?

Для меня всегда был важен в этом вопросе четкий тайм-менеджмент. Расписание дел на день или на неделю не только дисциплинирует, но и позволяет дозировать нагрузку. Конечно, все развлечения типа социальных сетей, музыки, общения лучше отложить до времени отдыха (оно в расписании точно должно быть).

Для кого-то эффективной может оказаться работа в группах, например, я так готовилась к экзаменам в университете – мы учили главы и пересказывали их друг другу, но подобный формат может быть приемлем не для всех.

Еще один важный пункт – повторение, а не зазубривание, изученного материала накануне перед экзаменом.

Важно использовать то, что нам дала природа: если у вас хорошая зрительная память, больше пишите (формат шпаргалки, которую потом не нужно брать на экзамен, — то, что нужно); если вы воспринимаете информацию на слух – проговаривайте и т.п. Я делала заметки на полях, а потом восстанавливала их в памяти во время экзамена!

4) Какие советы можете дать родителям? Как поддержать ребенка и справиться со своими родительскими переживаниями?

Частично это описано в предыдущих ответах, но, пожалуй, самое важное – не контролировать ребенка, а направлять. На первый взгляд, разница несущественная, но если разобраться… Помогите грамотно распределить нагрузку, поддерживайте – теплые слова ободрения вселяют веру в себя, напоминайте об отдыхе на свежем воздухе, настройте ребенка на то, что все будет хорошо в любом случае, спросите, с какими проблемами он сталкивается в процессе подготовке, попробуйте их решить вместе.

Что касается волнения родителей, я бы посоветовала обратиться к собственным воспоминаниям – какое количество вещей/экзаменов нам казались очень важными? А сколько из них оказались по-настоящему важными? К сожалению или к счастью, таковых насчитывается немного, правда? Школа дает нам знания и «билет» в университет, но, согласитесь, в реальной жизни мы видим немало примеров успешных людей, за плечами которых нет университетской подготовки и магистратуры, и с другой стороны, большое количество людей, которые даже с дипломами самых лучших вузов не чувствуют себя счастливыми или востребованными. Я не имею в виду, что высшее образование никому не нужно, я лишь говорю о том, что у каждого из нас свой путь.

5) Многие подростки переживают, что неправильно определились со своим профессиональным направлением. В каком возрасте уже нужно задумываться над выбором профессии? Что делать, если ребенок не может понять, как себя реализовать?

Как показывает исследование HeadHunter и города детских профессий «Кидбург», проведенное среди родителей и детей разных возрастов, основной пик родительского беспокойства приходится на период взросления ребенка с 10 до 14 лет. Именно в это время у детей (а еще чаще у их родителей) начинает расти интерес к вопросам профориентации.  У взрослых появляется тревоги, связанные с нехваткой информации о том, какие профессии будут востребованы на горизонте 10-15 лет, и отсутствием у ребенка выраженных склонностей. Каждый пятый родитель признается, что не может помочь ребенку с выбором профессии, так как не обладает достаточной информацией о рынке труда настоящего и будущего. Самое интересное, что 60% родителей подростков после 14 лет видят необходимость в более раннем знакомстве детей с трудом и, возможно, с будущей профессией – до 10 лет. Классические тесты по профориентации, конечно, в младших возрастных группах будут лишними, а вот игровая форма для развития сильных сторон ребенка подойдет идеально. Например, делать «первые шаги в профессию» можно с помощью детских центров, развивающих и специализированных лагерей («Кидбург», «Кидзания», «Мастерславль» и т.п.).

Что касается профориентационных тестов, то большинство из них сегодня, к сожалению, либо уже устарели (не учитывают новые профессии или изменившиеся требования с традиционным), либо помогают выявить сильные стороны ребенка, его склонности, но не дают однозначного ответа на прямой вопрос – на кого идти учиться. Многое зависит как от используемой методики, так и от правильной интерпретации результатов тестирования. С этой точки зрения лучше использовать тесты, разработанные профессиональными центрами и лабораториями, которые специализируются на подобной деятельности. По факту прохождения тестирования соискатель получает отчет с подробной текстовой интерпретацией результатов и консультацию психолога. Факторов, влияющих на принятие решения, множество. Ключевыми из них являются склонность к той или иной сфере деятельности, личные наклонности и способности подростка, перспективность и востребованность выбранного направления на рынке труда. В мотивах будущего студента, отдающего предпочтение той или иной профессии, присутствует хотя бы один из них. Чем ответственнее подросток подходит ко всему комплексу факторов и более вдумчиво относится к определению направления, тем легче будет определиться с карьерой в дальнейшем. Сам по себе профориентационный тест служит лишь одним из инструментов в процессе самоопределения, но никак не панацеей.   Более того, развивающиеся тренды на рынке труда предвещают изменение практически всех традиционных профессий и в дальнейшем, более важным и решающим фактором при трудоустройстве будет не конкретный диплом/профессия, а индивидуальная конфигурация различных навыков и опыта, в том числе на стыке различных дисциплин: например, юриспруденции и ИТ, биологии и управления, программирования и психологии.

Еще один важный момент: говоря о профориентации, важно учитывать сферу интересов ребенка. Разумеется, спрос на специалистов из разных сфер различен, однако из наиболее ярких тенденций кадрового рынка (и не только Петербурга) является повышенное внимание к профессионалам, которые ставят во главу угла интересный функционал и возможности роста. И уже не имеет значения, будет ли это представитель профобласти «Юристы», где конкуренция достигает 9 соискателей на место, или информационных технологий (3 резюме на вакансию), куда важнее желание расти и развиваться в выбранном направлении.

Как вариант, подросток может попробовать пройти стажировку или устроиться на временную работу в компанию, которая готова трудоустраивать соискателей 14+. Работодателей, готовых к трудоустройству соискателей 14+ не так много, но ситуация начинает меняться, и бизнес понемногу разворачивается в сторону молодежи, которая выйдет на рынок буквально через 5-7 лет.

 

Ирина Конторева – создатель ресурса «Вакансии для хороших людей» – отвечает на вопросы о ЕГЭ, поступлении в вуз и первом курсе

 

1) Российские старшеклассники уже в этом месяце сдают свои первые экзамены в формате ЕГЭ. У многих не получается справиться со стрессом. Что можете посоветовать выпускникам? Как вы справлялись со стрессом во время экзаменов?

Если есть поддержка в семье и спокойное отношение к экзаменам, то такому подростку гораздо легче пережить истерию вокруг ЕГЭ. Если нет – задайте себе вопрос: что произойдёт самого страшного, если я не сдам экзамен? Также хорошее подспорье знать сколько успешных и великих людей в своё время проваливали экзамены:) Ну и пустырник попить не лишним будет.

2) Как вы готовились к экзаменам и что посоветуете для более эффективной подготовки?

Я не лучший пример. Меня всегда называли халявщицей, видимо из-за спокойного отношения к экзаменам и тем, как я легко сдавала. Родителям не важны были пятёрки, мне тоже. Главное сдать. Моя подруга всегда выкручивалась с помощью фразы: «всё в жизни взаимосвязано». Но потом правда доказывала эту взаимосвязь 🙂

3) Какие советы можете дать родителям? Как поддержать ребенка и справиться со своими родительскими переживаниями?

Не делайте культа из оценок, всегда говорите своему ребёнку, что главное его счастье и благополучие, а не то, как его оценивают учителя, всё это субъективно. Главное сами будьте спокойны – это передаётся по воздуху. И позволяйте ребенку ошибаться и самому находить выход.

4) Многие подростки переживают, что неправильно определились со своим профессиональным направлением. В каком возрасте уже нужно задумываться над выбором профессии? Что делать, если ребенок не может понять, как себя реализовать?

Некоторые взрослые приходят к настоящему пониманию чем они хотят заниматься в 40 и старше, так что это нормально в 15-16 лет искать и пробовать.

5) Как ребенку получить информацию о своей будущей профессии?

Начать с теории – читать. Дальше попробовать на вкус – пройти бесплатные курсы, мастер-классы по профессии, поговорить с представителями профессии о том, что они делают каждый день, с какими проблемами сталкиваются. Сходить к ним на работу, повариться в этой среде. Выполнить пару простеньких заданий. И прислушаться к себе. Интересно ли мне это? Хочу посвятить этому годы? Нравятся ли мне люди, которые занимаются профессией, хочу ли я быть одним из них? Если да больше нет – скорее всего это ваше.

6) Как родитель может помочь с выбором профессии? Полезны ли дни открытых дверей в университетах? Стоит ли ездить в вузы вместе с ребенком? Или лучше давать ему больше самостоятельности?

Дни открытых дверей в университетах — это скорее показательные выступления, а хочется увидеть изнанку. Может быть стоит более плотно пообщаться со студентами? А вот ездить ли вместе с ребенком? Спросите у него. Нужна ему поддержка или ему комфортнее одному?

7) Многие подростки выбирают себе профессию исходя из собственных иллюзий, но не знают, будет ли эта профессия востребована, приносит ли она доход, даст ли возможность жить благополучно. Как себя стоит вести родителям?

А вот здесь, мне кажется, как раз может пригодится жизненный опыт родителей. Изучите Атлас новых профессий, посмотрите не относится ли профессия, которую выбрал ребенок к умирающим? Есть ли у неё будущее? Сколько стоят такие специалисты на рынке? Сделайте карту визуализации – с рисками и возможностями и обсудите всё это с детьми.

8) По каким критериям выбирать вуз?

  • Профильность заведения (специализация)
  • Образовательная программа
  • Ресурсы заведения (материальные, технические, преподавательские)
  • Отзывы участников
  • Наличие профессиональных преподавателей практиков
  • Возможности (практики, стажировки, трудоустройство)
  • Среда, социальный капитал, контакты

9) Как вы думаете, что делать, если в этом году пойти в вуз мечты не получается? Например, один из экзаменов не удался, а без него вуз не принимает. Найти альтернативу и падать документы на другую специальность? Или лучше переждать год, пересдать экзамен и попробовать поступить еще раз? Страшно ли пропускать год?

Этот год воспринимайте как дополнительную возможность, как подарок. Будет время нанять репетиторов и стать сильнее, постажироваться, точно понять твоё или нет. Если вы не можете повлиять на обстоятельства – просто измените отношение к ним.

10) Как вы считаете, правильно ли тратить время обучения в вузе на неоплачиваемые стажировки по специальности, а не на реальную работу?

На начальном этапе главное иметь возможность соприкоснуться с профессией не в теории, а на практике. А будут ли за это платить или нет, это уже второй вопрос.

11) Возможно ли найти оплачиваемую работу по специальности уже на первом курсе?

Начинать работать лучше со второго-третьего курса, первый всецело отдайтесь учёбе и студенческой жизни 🙂

12) Переход из «школьника» в «студента» очень не прост психологически. Как справиться со стрессом и перестроить себя? Что делает человека взрослым и осознанным?

 

Студенчество — это интересно и круто, это свобода! И не нужно недооценивать подростков и юношей – всё у них получится! У вас же получилось.

2-ой профсъезд: Сергей Щербаков — руководитель HR отдела «ВКонтакте» — о самой популярной социальной сети страны

Что такое «Вконтакте»? Где находится? И из чего состоит?

«Вконтакте» вообще —  это и Москва и Питер. Но есть большое разделение. В  Петербурге у нас офис разработки. И примерно 170 человек (когда я приходил три года назад — в Питере было всего 20 человек. И всего во «Вконтакте» было человек 30). В Москве у нас не разработчики, то есть там ребята, которые занимаются маркетингом, пиаром, продажами и прочим-прочим, человек 70  в данный момент. И плюс у нас еще есть модерация, поддержка – эта ребята, которые работают удаленно. Их примерно 450 человек. Если у вас что-то случается во «Вконтакте», вы им пишите, и они вам отвечают всякими оригинальными ответами.

 

 

Сотрудники

Не секрет, что у нас очень большой конкурс, на любую позицию, в том числе на модерацию, на поддержку, там люди стоят в очередях по три года. Потому что  работать у нас действительно хочется  многим.  Социальная сеть  на слуху и каждый ей пользуется. И  особенно приятно делать вещь, которой ты сам пользуешься, пользуются твои друзья, родители, у кого-то жены, у кого-то может дети. Если говорить вообще об «Вконтакте», у нас очень молодой коллектив. Средний возраст у нас примерно 24 года. Самый молодой разработчик, пришел месяцев 7 назад, ему 16 лет.  Мы его забрали из школы, это было его  решение.  И его родители тоже были не против (что самое главное), чтобы он пришел к нам. Он очень умный парень естественно,  сам писал какие-то проекты,  учувствовал в конкурсах, придумывал что-то для одного из наших конкурентов. Мы его заметили, написали ему, не хочет ли он с нами пообщаться.  Он сказал, что всю жизнь мечтал. Мы списались, он сделал для нас тестовое задание. Ответил на наши вопросы, прошел собеседование. Теперь работает у нас.

Офис

Офис у нас действительно отличный. Он находится, наверное, многие знают, в доме «Зингера» на Невском проспекте 28. Там есть все, что нужно для жизни, даже спальные места. Нас там и кормят, и поют, и одевают, в общем, все, что угодно. Можно сказать, что это офис мечты, где есть все, что нужно.  У нас нет дресс-кода, общения на «вы»,  переписок по почте. Мы общаемся либо лично, либо во «Вконтакте». Все просто, все на лету. Если надо пообщаться, мы идем и общаемся.  Никаких «давай встретимся через два дня», все очень живо, подвижно. Большинство вещей мы придумываем сами, либо нам пользователи  пишут в  поддержку. Наши умные ребята из поддержки отправляют нам самые «вкусные» отзывы — и мы видим, чего хочет пользователь. Собственно говоря, это одни из идей, которые мы воплощаем в жизнь. Кроме того, у нас есть даже специальная  часть во «Вконтакте», которая называется «идеи», куда мы накидываем, кому что хотелось бы добавить/изменить. Мы все работаем во «Вконтакте»,  пишем во «Вконтакте»,  музыку слушаем во «Вконтакте», и видео смотрим, и грубо говоря, мы сами понимаем, чего мы хотим. И это очень большой плюс. В том плане, что ты делаешь тот сервис, как я уже говорил, которым пользуешься сам.

Как попасть во «Вконтакте» и  не ждать три года?

На самом деле, три года это у нас модерация и поддержка. Разработчики и тестировщики  набираются по другим принципам. Для нас  самое главное, чтобы человек умел  решать алгоритмы, находить решения из сложных ситуаций, потому что мы всегда спрашиваем не просто «расскажи , как там написать что-то , а «придумай какое-нибудь решение». То есть мы ценим людей в первую очередь  умных. И средний возраст у нас, как я уже сказал, небольшой, и, на мой взгляд, он даже снижается. Мы набираем больше молодежи.  Чтобы попасть к нам желательно учиться в «топовых» вузах, таких как СПбГУ, ИТМО, Политех, и  на правильных специальностях.  Специальность должна быть направлена на разработку, хотя опять же подчеркну, на примере того парня, у нас есть люди и без образования, которые пришли  к нам после школы, которые сами на досуге посидели за компьютером, пописали программы, поразбирались в коде. И таких у нас тоже очень много, и они не менее ценны. Главное – это навыки. Но мы все равно обращаете внимание на диплом. Диплом – это повод посмотреть на резюме  человека. Как правило, если человек учится в хорошем  месте, то у него мозги должны работать. Но опять же , я вам честно скажу, я сам заканчивал МГУ им. Ломоносова, по специальности управление персоналом, и понимаю, что в вузах дается совсем не то, что на практике. Но там ставится мозг. То есть человек начинает мыслить именно так, как нам нужно. И это самое главное.

2-ой профсъезд: журналистика — умирающая профессия? Рассуждения Андрея Архангельского

Андрей Архангельский — журналист, публицист, культуролог, редактор отдела культуры журнала «Огонёк». Публикуется в Colta.ru, Carnegie.ru, «Искусство кино» , «Деловой Петербург», Republic.ru.

Я постараюсь кратко рассказать, что происходит с нашей профессией и что её ждёт в будущем. Я не знаю, честно говоря, есть ли  какая-нибудь профессия вроде журналистики, с которой настолько всё сейчас было бы не ясно. Это такая профессия, с которой вообще непонятно что происходит. Это может вас напугать, но  я лично в этом вижу какой-то огромный потенциал. Потому что если непонятно что, значит, пациент жив. Но он сейчас в каком-то измененном состоянии, и вполне возможно, что он воспрянет с новыми силами, продемонстрирует нам такие качества, о которых мы и не догадывались. Но это мы говорим с вами именно о профессии. Наша профессия ещё не отделима от техники. И мы понимаем, когда говорим  о технических новациях, что речь, конечно же, идет о  глобальной сети, об интернете, который изменил тоже  нашу профессию, как никакую другую. Это  даже сейчас невозможно оценить, какие огромные изменения произошли. Это качественный скачок, а когда он стал массовым, когда  кроме понятия «интернет» появилось еще понятие «социальные сети — профессия наша вообще потерялась. Потому что непонятно, по каким критериям отличать журналиста от не журналиста. Ведь фактически каждый сейчас может стать журналистом. Вот он что-то знал, что-то заснял, выложил – извините, но это может вообще мир изменить, какое-нибудь сообщение, какой-нибудь твит , всего 140 знаков. Фантастика. И это влияет на общество, на развитие государства. Журналист раньше трудился над статьёй, долго готовился, выискивал, брал комментарии, и потом «ба-бах» это всё перевернуло мир. Но тут хотя бы есть, о чём говорить, что он выяснил. А сейчас? Что-то ты увидел или просто высказал свою точку зрения (это называется журналистика мнений),  что-то сравнил с чем-то и… фантастика! У тебя, допустим, 500 000 просмотров и что-то вроде этого репостов. Как оценивать человека, который прославился? Называть блогером ? Ну, допустим. Но, если всё это оказало  влияние на ситуацию в стране или в какой-то сфере. Как это оценивать? Это журналистика или не журналистика? А может слово «журналистика» вообще не подходит для описания того, что случилось. Оценим, что происходит с нами. Мы все соединены в какую-то глобальную сеть, все друг с другом как-то знакомы, посредством тех же социальных сетей. Это  огромный, состоящий из десятков миллионов людей, мир. Разделить его на сегменты уже невозможно. Невозможно остаться в узком поле. Говоря о чем-то двум-трем своим друзьям вполне возможно, что ты сообщаешь об этом всему миру. (Если миру это будет интересно). Можно ли назвать это журналистикой? Мы все друг для друга журналисты? Мы все сообщаем друг другу что-то, и зачем тогда профессия журналиста? Ну, вероятно в этом есть какая-то социальная роль журналиста. Что он должен всё-таки сообщать?  Я хочу сказать, что границы профессии размыты чрезвычайно. На факультете журналистики учатся жанрам (эссе, обзор, аналитическая заметка и т.д.), но  люди ко всему этому приходят интуитивно, учится  этому, в общем-то, нет необходимости. Границы профессии размываются. Поначалу это всех журналистов пугало. Вот я помню несколько лет назад, было очень модно задаваться риторическими вопросами о  профессии:  «что будет с нашей профессией ?», «нашей профессии угрожает фейсбук?».

Одна из целей журналистики — говорить о болезненных проблемах в обществе. Ну, так разве журналистике плохо от того, что этот голос будет усилен в разы?  Почему же нам журналистам не считать блогеров  своими коллегами, теми, кто невольно выполняет нашу работу? Я не вижу в этом ничего плохого.

Но, есть одна вещь, которая до сих пор служит разграничительной линией – ответственность за свои слова , блогер  её не несёт. Конечно, всё это будет развиваться и придёт в интернет, но сейчас этого нет. Но, должен сказать, что считаю очень ответственным, если  человек бьет во все колокола, когда  заметил несправедливость. Журналист – это человек нетерпимый к несправедливости.

По поводу экономики в журналистике. Интернет  невообразимо изменил суть нашей профессии. Вот она существует 300 лет, и ты не мог никуда деться от бумаги. Если вы увеличиваете тираж, то прибыль вашей газеты растет в арифметической прогрессии, а затраты на бумагу в геометрической прогрессии. То есть как бы вы не старались за счет увеличения тиража заработать денег и стать независимыми, у вас ничего не получится, потому что затраты на бумагу огромны.  И они всегда будут огромны. Это зависимость, зависимость от печатного станка. Значит, получается, что очень трудно выжить только  за счет одной рекламы. Это посильно только каким-то издательским домам. А обычным газетам? Куда им деться? У них два классических выхода (как у нашей журналистки с 1991 года) : либо быть государственными медиа, либо быть частными медиа. С государственными всё понятно.

Рассмотрим ситуации с частными. Я всю жизнь проработал в частных медиа. Историю взаимоотношений с русским бизнесом журнал «Огонёк» прошел с 2002 года. Это был особый опыт, печальный, катастрофический опыт. В начале 2000-х годов всё перешло на денежный расчет, в понятие о выгоде. И с тех пор, лет 7-8 мы имели дело с частным бизнесом. Бизнес интересует выгода. Это не американские бизнесмены и не европейские, которые может быть мыслят, как бы категориями общественной пользы — вот мы вкладываем деньги в этот журнал, для того, чтобы, условно говоря, голос промышленников был слышен. То есть это общественный  интерес. Наш же бизнес, кроме того, что он хилый, жадный, он еще и не способен мыслить, по крайней мере, на начало 2000-х годов, он не способен был мыслить в таких больших категориях. Он хотел выгоды. Вот у меня перед глазами эти люди, которые приходят с кислыми лицами — Ну, а что же ваш журнал мало зарабатывает? Почему  вам несут мало рекламы? Давайте что-нибудь с вами сделаем, чтобы бы вы получали больше рекламы! Вот это «с вами сделаем» означает  омоложение аудитории, бесконечные фокус-группы, на этих фокус-группах будут одни и те же люди, за те же 250 рублей (я не знаю, сколько сейчас платят). И их спрашивают: какая вам больше нравится обложка – с академиком Лихачевым или с собакой? «Конечно, с собакой она такая белая пушистая! Приятно смотреть».  – говорит фокус-группа. Я все это проходил, это не шутки. Я всё понимаю, но фокус-группа говорит, что им больше нравится обложка с собакой и от этого никуда не уйти. И ваш спонсор или инвестор, директор по продвижению,  какой-нибудь там человек, от которого зависит ваша зарплата и ваша прибыль, скажет вам – надо собак ставить на обложки, надо о чем-то приятном писать людям, о чем-то легком, интересном , пишите интереснее, короче надо писать, не надо длинных предложений.  Вот это в геометрической прогрессии уничтожение смыслов происходило из-за того, что наш бизнес неспособен был оценить роль  средств массовой информации.  К чему я это все говорю: быть зависимым, что от государства, что от бизнеса, все равно  зависимость. Вы не можете никуда деться. А отказаться вы не можете, потому что бумага дорого стоит. В общем, и то и другое плохо.

Что сделал интернет? Исключил затраты на бумагу. Всё. Этой проблемы нет. А это значит, что вы можете за сравнительно небольшие деньги создать издание. Если вы будете там публиковать то, что интересно людям  — его будут читать. Поскольку он открыт для всех и бесплатен, его будет читать та аудитория, которой это интересно. И то, что зависит от вас – это делать журнал, который соответствует вашим представлениям о совести и вкусе. Если ваше издание пользуется популярностью, то к вам приду работодатели. Они сами придут, захотят разместить рекламу. И всё. Вопрос решен. Это революция в журналистике. И главное открытие, которое случилось в моей жизни – это интернет. Потому что это свобода.  Не надо тратить деньги на рекламу, только писать и оформлять. Это называется «освобождением от хозяина». Вот что такое журналистика в сети. И за сетевой журналистикой будущее. Конечно, бумага лет через 10 будет каким-то эстетством   для любителей.

И всё-таки, как определить журналист ты или не журналист? Есть два критерия. Во-первых, журналист должен быть  объективным. Это совершенно загадочное слово. Мы могли бы посвятить ему отдельную лекцию. Что значить быть объективным? Как человек может быть объективным?  Коротко говоря, журналист это человек, который  остается объективным со своими тараканами, со своими убеждениями. Он должен оставаться субъективным, будучи объективным.  И второй критерий: критичность мышления. Вот это очень важный критерий.  Например, когда тебе что-то даже нравится, нужно помнить, что это нравится только тебе. То есть критичность и объективность они где-то на одном уровне. И главное , что эти качества, эти способности – их надо воспитывать.  Ну, этому не учат на журфаках. Да и как этому можно выучиться?  Слова «объективность» и « критичность», я бы сказал, имеют отношение к совести.  Эта профессия связана с этикой во многом, и этому нельзя научить.  Возможно, что профессия журналиста будет более этичной в будущем. По крайней мере, мне бы так хотелось  на это надеяться.

2-ой профсъезд: каким должен быть сотрудник компании “Газпром нефть” ?

Наталья Курчакова (начальник Управления по работе с персоналом научно-технического центра компании «Газпром Нефть»):

 

 О чем мы хотели вам рассказать сегодня ? Наверное, основная цель — развенчать какое-то количество мифов о «нефтянке», рассказать вам , кто нужен сейчас в нефтяной отрасли и  кто будет нужен в ближайшем будущем .
Прежде, чем я начну, я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов. Причем  вопросы достаточно простые: носите ли вы одежду только из натуральных тканей ? И  принимали ли вы хоть раз в жизни антибиотики ?  На самом деле, это два простых вопроса о том, нужна ли нам нефть. Нужна. Потому что наша одежда, наша еда, а также большое количество всего другого , что нас окружает , в том числе, стулья , на которых вы скорее всего сейчас сидите, это все ,или практически все, сделано из нефтепродуктов. И если наша планета,перестанет сжигать нефть и  будет ее использовать для других полезных вещей  от этого нам всем станет только лучше.

Наверное, большинство из вас  представляет себе нефть как черную жидкость и  что на Земле  есть какие-то волшебные озёра, из которых это всё какими-то волшебными насосами  откачивается.  На самом деле, нефть , которую нам приходится добывать выглядит, как камень. Камень, который пахнет нефтью. Раньше нефть выглядела действительно как жидкость и стоила чуть больше. Но сегодня нефть приходится добывать из камня. И в этой связи очень сильно изменились требования к людям, которые нам нужны в отрасли.

Павел Сорокин (руководитель направления Управления по работе с персоналом компании научно-технического центра компании «Газпром Нефть»):

 

 Если говорит о мифах в нефтяной отрасли, много было анекдотов  ещё буквально пару лет назад о том , что нефтяники это те люди, которые мало что интеллектуального делают, просто добывают нефть и получают за это кучу денег— и это и есть вся нефтяная промышленность. Хочешь много денег— иди в «нефтянку» и они у тебя будут. Но на самом деле все гораздо сложнее. Раньше мы работали с достаточно простыми месторождениями, где много запасов, где этот камень был более пористый и достаточно легко отдавал нам нефть.Сейчас мы столкнулись со сложной ситуацией: месторождения, которые есть сегодня намного меньше и  не отдают нефть добровольно .

 Мир изменился и быстро развивается, мы ищем новых людей и таким образом у нас сложился портрет инженера 21 века (важно отметить, что наши проблемы — это те же проблемы, с которыми сталкиваются и другие нефтяные компании):

Это люди, у которых есть синтез hard skills (технических компетенций) и soft skills: информационные технологии, когнитивные технологии,  теория игр, хорошие знания математики и физики. Вся промышленность начинает переходить на важность фундаментальных наук. Многие компании ориентируются на специалистов , которые хорошо владеют базовыми знаниями по математике , физике, химии , программированию.( В 90-е года, в начале 2000-х всегда считалось важным знать английский язык. Это была ключевая компетенция  всем надо знать английский язык. Сейчас в 2018 году языки программирования  стали также важны, то есть сейчас, кем бы вы не пришли в нефтяную отрасль  это будет реально добавочная стоимость к вам ).

Наталья Курчакова: Наверняка не все знают, что представляет собой компания “Газпром Нефть”, а  это примерно 65 000 человек . Большая часть, конечно, работает там , где нефть добывают, либо там, где перерабатывают или продают . Какое-то количество из вас , наверняка, встречают их на заправках. Но кроме этого, одна из самых важных целей, которой занимается компания   это развитие новых технологий.

Единственные люди, которые реально обладают какими-то конкурентными преимуществами через 10-15 лет  это люди с фундаментальным образованием  физики, математики, химики. Именно потому, что только они способны создавать новые технологии, а не пользоваться тем, что придумали где-то до них. В этой связи нам тоже приходится бороться за таланты. И приходится делать это начиная , что называется, с самого начала. Мы начинаем «растить» будущих сотрудников  со школьного возраста.

Концепция “Школа-Вуз-Компания”

Борьба за лучшего талантливого молодого сотрудника среди нефтяных компаний идет постоянно:

  • В школе — через подготовку и отбор будущих целевых студентов
  • В вузе — через подготовку по программам “под Компанию”, мероприятия привлечения студентов
  • Внутри компании — через удержание молодых сотрудников после программы  “3 рубежа” (молодые специалисты с опытом работы привлекательны для других работодателей)

Не так давно в Санкт-Петербурге мы открыли “Газпром нефть класс”. Обучение в “Газпром классе” — это углубленное изучение естественных наук и спецкурсы, которые ведут эксперты НТЦ и приглашённые преподаватели из опорных вузов.

Среди спецкурсов:

  • основы геологии, прикладная физика и др.
  • теория решения изобретательских задач и мат. моделирование
  • деловой и технический английский
  • тайм-менеджмент
  • Образовательная программа “формула будущего”:
  • Место: Санкт-Петербург, лицей №82 Петроградского района
  • Количество учащихся: 25-26 человек
  • Период обучения: 2 учебных года (10-11 класс)
  • Параметры отбора:
  • Средний балл аттестата не ниже 4,8 балла
  • Портфолио
    Собеседование с конкурсной комиссией
  • Тестирование по профильным предметам 

1)Мы помогаем школьникам понять, что такое «нефтянка» и хотят ли они там работать.

2) Наши коллеги ведут там занятия на уровне профессиональных  вузов.

3) Класс собирается раз в два года.

4) Примерно половина наших выпускников пошли в интересные для “Газпрома” вузы. Не все, потому что каждый школьник делает самостоятельный выбор.

Где можно проявить себя ?

Турнир “Умножая таланты”. Это ежегодный конкурс по нефтегазовой тематике среди старшеклассников, проводимый “Газпром нефтью”.

  • 2366 участников (8-9 и 10-11 классы)
  • научно-исследовательские проекты
  • кейсы
  • очный финал в Санкт-Петербурге
  • партнерские программы с ведущими вузами

Балтийский научно-инженерный конкурс

  • 10 секций конкурса — математика, физика, химия, техника, физиология  и медицина, экология, биология, программирование, робототехника, науки о Земле
  • 5 000 участников (школьники 13-18 лет)
  • Победители включаются в команду для участия во Всемирном смотре научных и инженерных достижений учащихся intel-ISEF

Направления бакалавриата, в которых заинтересована компания “Газпром нефть”:

  • “ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА”
  • “МАТЕМАТИКА”
  • “МЕХАНИКА И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ”
  • “ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА”
  • “ГЕОФИЗИКА”
  • “Геология”
  • “Прикладная математика и физика”
  • “Нефтегазовое дело”
  • “Физика”
  • “Химическая технология”
  • “Архитектура”
  • “Строительство”

Магистерские программы  компании “Газпром нефть”:

2-ОЙ ПРОФСЪЕЗД: ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ СКЛЯРЕНКО — РУКОВОДИТЕЛЯ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА И PR HeadHunter Северо-Запад

В 2017 году компания «HeadHunter» провела ряд опросов среди родителей и работодателей относительно первой работы для подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

 

 

В каком возрасте подросток должен получать первый реальный опыт работы/подработки?

  •  с 14 лет (54%)
  •  с 12 лет (12%)
  •  с 16 лет (20%)
  •  с 17 лет (3%)
  •  после 18 лет (6%)
  •  не знаю (4%)

(В действительности же лишь 15% подростков получают свой первый опыт работы в 14 лет).

Почему родители и работодатели хотят, чтобы подростки начинали работать?

1. Рост уровня ответственности и самостоятельности (83%)

2. Подготовка к взрослой жизни (59%)

3. Возможность в той или иной мере быть финансово независимым (у школьников, как правило, один из основных факторов) (50%)

4. Получение опыта, который пригодится для карьеры в дальнейшем (45%)

5. Продуктивное занятие в свободное время (40%)

6. Хорошая дисциплина (39%)

7. Развитие личного потенциала и талантов (39%)

8. Возможность почувствовать себя на месте родителей (34%)

9. Более легкий выбор профессии в будущем (23%)

10. Преимуществ не вижу (2%)

11. Другое (1%)

Чего опасаются родители?

1. Можно столкнуться с недобросовестным работодателем (70%)

2. Плохие условия труда (59%)

3. Возможный вред здоровью (38%)

4. Работа может мешать учёбе (37%)

5. Низкая заработная плата (27%)

6. Скучные/рутинные рабочие обязанности (19%)

7. Работа может мешать дополнительному развитию (кружки, секции, образовательные курсы и т.п.) (16%)

8. Отсутствие перспектив трудоустройства (10%)

9. У меня нет опасений (8%)

10. Другое (2%)

11. Не знаю (1%)

Какие вопросы сейчас беспокоят больше, чем трудоустройство ребёнка?

  • Выбор профессии (64%)
  •  Успешная сдача ЕГЭ (51%)
  •  Выбор вуза (40%)
  •  Поиск репетиторов (10%)
  •  В какой летний лагерь отправить подростка (6%)
  •  Затрудняюсь ответить (3%)
  •  Другое (2%)

Растёт интерес бизнеса и государства к поколению Z (поколение людей, родившихся после 1996 года). В связи с этим с 28 сентября 2017 года на HH.ru можно опубликовать вакансии для подростков. В специальном разделе (https://spb.hh.ru/teens) подросток может разместить своё резюме и посмотреть вакансии работодателей.

Количество вакансий и резюме (на 26.02.2018) для подростков в возрасте от 14 до 17 лет: 130 вакансий по России , 11 165 резюме по стране и 954 резюме в Петербурге.

 

 

При отклике на вакансию обратите внимание на:

  •  График работы (по закону РФ)
  •  Обязанности (запрещены вредные условия работы)
  •  Уровень зарплаты (многие недобросовестные работодатели привлекают внимание высоким уровнем заработной платы)
  •  Или просто…позвонить! (Проговорить с компанией все вопросы)

КОГО ИЩУТ РАБОТОДАТЕЛИ НА HH.ru?

32% — Маркетинг, реклама, PR

31% — Продажи

20% — IT, интернет, телеком

19% — Административный персонал

5% — Туризм, гостиницы, рестораны

5% — Искусство, развлечения, масс-медиа

По 3% бухгалтерия и финансы, производство, транспорт и логистика, рабочий персонал, консультирование, медицина и фармацевтика, строительство.

МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ПОВОДУ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВ:

Готовы ли нанимать на временную и/или постоянную работу, стажировку, практику соискателей в возрасте от 14 до 18 лет?

21% — да, у нас есть уже есть подобнаz практика

22% — да, в принципе готовы, но пока такого опыта не было

51% — нет

6% — затрудняюсь ответить

На какую работу готовы нанимать? Сезонная занятость ( лето, период каникул), стажировка и практика, проектная работа, постоянная занятость.

НО важно понимать, что работодатели тоже сталкиваются с проблемой поиска сотрудников. Кстати, один из самых востребованных способов поиска соискателей от 14 до 18 лет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – профориентационные центры и лагеря.

Некоторые преимущества трудоустройства подростков для работодателей: возможность «вырастить» квалифицированного специалиста и «разгрузить» ценных сотрудников компании; работодатель тоже родитель и понимает важность прививания ребёнку культуру труда; подростки более активны, легко обучаемы и охотно берутся за рутинную/специфическую работу.

Почему не готовы нанимать соискателей в возрасте от 14 до 18 лет?

  •  Нет соответствующих вакансий
  •  Низкий уровень ответственности у соискателя
  •  Сложности при оформлении, юридические риски
  •  Нужен постоянный контроль
  •  Такие кандидаты не готовы психологически/физически
  •  Отсутствие/нехватка опыта работы
  •  Низкое качество труда
  •  В таком возрасте нужно в первую очередь учиться
  •  Большая «текучка» кадров среди таких сотрудников
  •  Низкая работоспособность
  •  Уже был негативный опыт такого найма
  •  Нежелание «растить» сотрудников

Так же работодатели отмечают, что детей, которых заставили пойти работать родители, сразу видно. Как правило, они плохо мотивированны и результат их работы заметно хуже, чем у других подростков. Если ребёнок не хочет работать, лучше отложить этот момент на год-полтора.

 

 

Перспективные профессии и профессии будущего по версии HeadHunter:

  • Биоинженер
  •  Инженер по возобновляемой энергии
  •  Проектировщик «умной» среды
  •  Специалист по робототехнике (в т.ч. медицинской)
  •  Специалист по кибербезопасности
  •  Специалист по альтернативной энергетике
  •  Психолог/нейропсихолог
  •  Биоинформатик
  •  Программист/разработчик (различного профиля)
  •  Инженер-проектировщик (различного профиля)
  •  Инженер 3Д-печтаи
  •  Специалист по генной инженерии
  •  Дизайнер виртуальной реальности
  •  Архитектор виртуальной реальности
  •  Биофармаколог

Многие специалисты отмечают, что нужно уделять бОльшее внимание не выбору профессии, а развитию определённых навыков (помимо тех знаний и умений, что мы получаем в школе и университете).

Soft Skills, которые нужны каждому:

  • Развитые коммуникативные навыки
  •  Работа в команде
  •  Ответственность
  •  Активная жизненная позиция
  •  Аналитические способности
  •  Системное/стратегическое мышление
  •  Ориентация на результат
  •  Внимательность
  •  Пунктуальность
  •  Дипломатичность
  •  «Клиентоориентированность»
  •  Стремление к развитию
  •  Обучаемость